Сергей Сергеевич, на днях Минобрнауки РФ сообщило, что дополнительная экспертиза учебников, предложенных к включению в федеральный перечень, выдала 30% отрицательных заключений. Расскажите, пожалуйста, что это значит и каковы будут последствия для издательств?
Сергей Кравцов: Президент поручил министерству повысить качество экспертизы учебников, входящих в федеральный перечень. С этой целью министерство заказало дополнительную экспертизу учебников, предложенных издательствами для включения в перечень. Эксперты выявили, что около 30% учебников, получивших ранее положительные экспертные заключения, содержат ошибки и разные недочеты.
Для издателей результат независимой экспертизы - это своего рода тревожный "звонок": нужно очень внимательно относиться к созданию учебной литературы, которая окажется в руках наших школьников.
Что будет дальше с учебниками, которые получили отрицательные заключения? Их исключат из федерального перечня учебников?
Сергей Кравцов: Исключить из федерального перечня их невозможно, потому что их там еще и не было. О федеральном перечне речь пока не идет. Если экспертный совет при министерстве примет результаты экспертизы, то, конечно, учебники с отрицательной экспертизой в федеральный перечень не попадут.
То есть решает вопрос о включении в федеральный перечень не министерство?
Сергей Кравцов: Абсолютно верно. Это зона ответственности научно-методического совета по учебникам. Несколько дней назад всем членам совета разослали результаты проведенной экспертизы. После того, как они ее изучат, будет проведено заседание совета. Напоминаю, речь не идет обо всем федеральном перечне учебников. Пока мы говорим только о новых учебниках, которые издательства представили министерству для включения в перечень.
Как проводилась дополнительная экспертиза?
Сергей Кравцов: Министерство образования поручило Российской академии образования подобрать независимых экспертов и проверить 1800 учебников, которые издательства предложили для включения в федеральный перечень.
Экспертиза каждого учебника проводилась тремя экспертами, особое внимание уделялось актуальности материала, наличию в учебниках ошибок, опечаток, неточностей. Кроме того, эксперты обращали внимание на то, могут ли на материалах каждого учебника быть достигнуты предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) результаты обучения по каждому учебному предмету. Например, ФГОС предусматривает умение работать с историческими источниками, а учебник не содержит никаких фрагментов источников для анализа. Понятно, что такой учебник не обеспечивает ФГОС. К экспертизе привлекались не только ученые, но и учителя-практики, которым в своей повседневной деятельности приходиться работать с конкретными учебниками и компенсировать недостатки некоторых из них.
А в чем вообще суть федерального перечня учебников? Зачем он нужен?
Сергей Кравцов: Список рекомендованных и одобренных министерством учебников появился в конце 1990-х годов, чтобы исправить ситуацию с вакханалией и засильем на рынке некачественной школьной литературы. На основе грифа "рекомендовано министерством" школы закупают учебники за счет государства. В 2012-2013 гг. список содержал около 3 тысяч наименований, что сказывалось и на качестве учебников. Сегодня список сократился примерно до 1400 наименований. И мы уверены, что необходимо еще больше ужесточать контроль качества учебников. Главная проблема текущего перечня - его переполненность. Это правильно, что сейчас ведется работа по упорядочиванию и систематизации учебников. С введением основной линейки учебников появится критерий для определения и обеспечения качества учебных материалов. Международный опыт показывает, что качество школьного образования находится в прямой зависимости от содержания учебника, по которому осваивается образовательная программа. Поэтому важно этот процесс регулировать на государственном уровне. Там, где государство должно нести ответственность, нельзя ею пренебрегать.
Что будет дальше с рынком учебников в России?
Сергей Кравцов: Если совет по учебникам примет результаты экспертизы, издательствам придется более внимательно подходить к вопросу проверки качества того, что они печатают.
Однако на присутствие издательств на рынке проведенная экспертиза никак не повлияет. Она пока не сокращает и сам федеральный перечень учебников, а только лишь подтверждает, что его формирование требует новых правил.
Отмечу, что большинство получивших отрицательную экспертизу учебников практически не продавались и не печатались. Возможно, предлагая их к включению в федеральный перечень, издательства рассчитывали получить бюджетные продажи продукции, на которую нет спроса на рынке. Говоря о систематизации рынка учебников с целью повышения качества школьного образования, ни в коем случае нельзя забывать о многообразии социальных, экономических, этнокультурных особенностей России. Поэтому кроме "основной” разрабатывается, конечно, и расширенная, углубленная линейка школьной литературы - скажем, для одаренных детей, как и учебники для разных категорий детей, например, с ограниченными возможностями здоровья и так далее. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, который учитывает потребности всех слоев населения нашей большой страны. Но делать это необходимо, если мы хотим не только сохранить, но и наращивать набранные темпы повышения качества школьного образования.